«Горгород» номинирован на престижную литературную премию
«Горгород» номинирован на престижную литературную премию

«Горгород» номинирован на престижную литературную премию

Недавно были объявлены номинанты на престижную литературную премию имени Александра Пятигорского. Среди них неожиданно оказалась «поэма «Горгород»» Мирона Фёдорова. Цитируем текст, опубликованный на сайте премии:

13 ноября 2015 года в Youtube выложен альбом «Горгород» в стиле рэп. Автор – русский поэт с филологическим Оксфордским образованием, пишущий под псевдонимом Оксимирон (Мирон Янович Федоров). Все тексты треков альбома являются цельным произведением – поэмой, они были почти моментально распространены по сети (их можно прочитать тут). Поэма стала предметом детальнейшего анализа со стороны разной  аудитории: от профессиональных филологов, семиотиков, философов до мальчишек с городских окраин, увлеченных рэпом. Альбом послушали миллионы, в сети десятки тысяч страниц обсуждения произведения. Слушатели и читатели поэмы спорят о том, что такое литература и философия, что такое цитирование и первоисточники, что такое антиутопия, почему опять так актуальна стоическая философия, которая явно и не явно упомянута в поэме. О Толкиене и его символике в «Горгороде», о библейских сюжетах, мягко и бережно (хотя и с ненормативной лексикой почти во всех треках) внесенных в череду многомерного, как и положено по законам «большой литературы», переплетения образов и сюжетных линий поэмы. С точки зрения вовлечения в философию, в культурологию, в литературу – это небывалое действие.  Но моя оценка этого произведения как философского лежит не столько во внимании к набору пунктов, разбор которых заставляет читателей пройти сопоставимый и по человеко-часам и по качеству курс, характерный для гуманитарного факультета. И не в случайных играх ассоциаций: пять героев-пять вершин в горгороде-пятигорщина.  Основная причина подачи на премию Александра Пятигорского – это реализация Автором в «Горгороде» внутри формы рэп-поэмы (рэп-пьесы, рэп-оперы) принципа жесткой позиционности разговора без потери возможности внешнего наблюдения.  Не каждая пьеса автоматически дает – позиционность! Мирон Федоров в своём формате сделал то же самое что Марсель Пруст в своём: разобрал себя, свои непримиримые и одновременно со-существующие фигуры сознания – на части и положил их как отдельные – но в единое и завершённое литературное произведение. Это даёт шанс слушателю сделать то же самое: и ангажироваться с какими-то позициями, и одновременно не-ангаживаться, оставшись наблюдателем – проходя по альбому от начала и до конца, целиком.  Крепко завязанная в «Горгороде» неувязываемость двух разных философий – позиционности и отстраненной наблюдательности – стала вдруг предметом публичного обсуждения, озадачила и удивила: а кто же автор? кто автор «Горгорода», а кто писатель Марк – главный герой произведения? Это удивление дорогого стоит.